Да
Нет, выбрать свой

Тема кризиса, обсуждение которой мы начали в прошлом номере журнала (см. статью «Дистрибьюторы о кризисе» в «ЭК» №1, 2009), продолжает вызывать резонанс среди участников рынка. Сегодня своей точкой зрения о перспективах российского рынка электронных компонентов делится Дмитрий Велеславов, председатель совета директоров ГК «Макро Групп».

- Дмитрий Александрович, как на Ваш взгляд, будут развиваться события на российском рынке электронных компонентов в ближайшие месяцы? Изменятся ли конкурентная среда и расстановка сил среди игроков рынка?

- Рынок электронных компонентов, несомненно, сузится, и падение произойдет за счет снижения рублевой ликвидности, существенной девальвации рубля и, как следствие, за счет снижения спроса в коммерческих сегментах рынка. Уже сейчас понятно, что падение рынка будет более чувствительным, чем это казалось в декабре прошлого года. При среднем курсе доллара - 40 руб. по итогам года (а это стандартный сценарий развития), объем рынка в долларовом эквиваленте сузится на 35-45% по отношению к 2008г.

Конкуренция обострится не только среди локальных дистрибьюторов, но и между локальными и глобальными игроками. Особенно по брендам, которые присутствуют в линейках и тех, и других поставщиков, таким как TexasInstruments, Analog Devices, Freescale Semiconductors, On Semiconductor и т.д. На этом фоне усилятся позиции брендов «второго эшелона», которые есть только у локальных дистрибьюторов, особенно если они представлены эксклюзивно и ориентированы на сегменты рынка, которые должны стать драйверами в ближайшие 2-3 года.

Обострится и конкуренция за конечных заказчиков среди контрактных производителей и локальных дистрибьюторов, как за счет увеличения числа первых, так и за счет миграции контрактников, их перепрофилирования в комплексных поставщиков элементной базы и печатных плат.

Можно предполагать, что усилятся позиции компаний, имеющих специальные аккредитации, сертификаты и лицензии для работы на рынках спецприменения, например, сертификаты вторых поставщиков «Военэлектронсерта». Наша компания, как второй поставщик, аккредитована уже на протяжении шести лет. Между тем, некоторые фирмы намеренно выбрали бизнес-модель для работы на закрытых рынках и на коммерческие рынки не выходят. В нашей стране такая бизнес-модель будет себя оправдывать, по меньшей мере, еще в ближайшие десять лет. Таким образом, намечается тенденция консолидации рынка, упрочатся позиции сильных компаний, слабые будут уходить, увеличится число банкротств. Возможно, в числе финансовых банкротов окажется даже кто-нибудь из первой «двадцатки» дистрибьюторов. На этом фоне на рынке возобновится волна слияний и поглощений.

- Но за счет чего, по-Вашему, можно сохранять устойчивость в условиях кризиса и, как минимум, не проигрывать в конкурентной борьбе?

- Думаю, основными конкурентными преимуществами станут наличие контрактов по обеспечению госзаказа, финансируемого из бюджетов всех уровней, включая муниципальные, а также финансовая устойчивость: отсутствие непогашенных кредитов, жесткая внутренняя финансовая дисциплина и грамотная политика в отношении кредитования заказчиков. На второй план отойдут традиционно важные стороны дистрибьюторского сервиса: внедрение новых продуктов и техническая поддержка. Заказчики будут концентрироваться на том, что уже отлажено, выпускается серийно и есть спрос (читай: «госзаказ»). Лозунг заказчика: «прайс, прайс и еще раз прайс».

- Есть мнение, что в период кризиса наиболее выигрышные позиции займут брокерские компании, которые, не имея обязательств перед производителями компонентов, отвоюют часть рынка у франчайзинговых поставщиков...

- Во всяком случае, брокерские поставки будут успешно конкурировать с дистрибьюторскими за счет того, что ряд OEM-производителей в США, Европе, Азии обанкротились, либо близки к банкротству. Их склады будут реализовываться по самым бросовым ценам. Вообще, сейчас наступает то время, когда можно смело требовать от своих поставщиков пересмотра цен. В рублях цены не будут дешевле, но в долларах и евро можно добиться существенных скидок.

С другой стороны, намечается тренд в сторону «золотого правила» 90-х: ничто так не укрепляет уверенность в клиенте, как вовремя полученная предоплата. Т.е., наиболее актуальной задачей для дистрибьютора, как мне видится, становится достижение компромисса с заказчиком по вопросам цены и условий оплаты.

- Еще один вопрос, который интересует нас как участников рекламного рынка. Могли бы Вы по опыту своей компании сказать, как будет меняться маркетинговая политика дистрибьюторов?

- Если говорить о рекламных бюджетах дистрибьюторов, то «под нож» пойдут участие в неоправданно дорогих выставках, печатная и имиджевая реклама. Вообще, рекламный рынок будет перераспределяться в сторону интернета, семинаров, конференций, круглых столов на актуальные темы, касающиеся, например, увеличения внутреннего спроса. Как известно, спрос может быть сформирован двумя способами: за счет потребителя и за счет государства. В ближайшие несколько лет остается надеяться только на государство в таких сегментах, как ГЛОНАСС, цифровое телевидение, спутниковая связь, авиаприборостроение, системы радиочастотной идентификации, медицинская техника.

- Уж если мы заговорили о перспективных отраслях, имеет смысл сказать и о тех сегментах рынках, где ситуация будет развиваться не лучшим образом...

- «Проигрывающие» сегменты рынка - бытовая электроника, торговое оборудование, охранно-пожарная сигнализация и системы доступа. Несмотря на действия правительства по увеличению ввозных пошлин на импортные автомобили, я все же скептически смотрю на будущее рынка автоэлектроники. В краткосрочной перспективе - отечественные автомобили должны выжить, в среднесрочной - не выдержат конкуренции с автомобилями иностранного производства, собираемыми в России. Еще один вариант: сталинскими методами довести локализацию автоэлектронных компонентов до максимально приемлемой, без потери в качестве. Но пока, увы, это взаимоисключающие вещи, о чем можно судить на примере Всеволожского завода «Форд», где за 5 лет сумели локализовать только производство резиновых ковриков... Хочется надеяться, что шансы есть в долгосрочной перспективе. Но для этого требуется перестроить всю экономику с сырьевых рельсов на инновационные. Впрочем, все это мы уже неоднократно слышали.

- Периоды кризиса чаще всего оценивают с негативной точки зрения. А есть ли, на Ваш взгляд, в нынешнем кризисе какие-либо положительные моменты?

- Само слово «кризис» в переводе с греческого означает «поворотный пункт», а в китайской традиции, как известно, выражается двумя иероглифами: «вэй», что обозначает опасность и страх, и «цзи» - новые возможности или переломный момент. В этот период появляется шанс для обновления самих компаний, их позиций на рынке и самих рынков.

Известно много примеров, когда в период кризиса зарождались новые лидеры рынка. Из тех, что на слуху, американская страховая компания AIG, основанная в период послевоенного кризиса в 20-х гг. XX века. AIG и сейчас остается ключевым игроком на своем рынке, правда, по иронии судьбы именно она стала одним из главных фигурантов нынешнего кризиса. Чтобы предотвратить обвал страхового рынка, американскому правительству в прошлом году пришлось даже ее национализировать, но это уже другая история...

Что касается России, то, на мой взгляд, если бы не случился этот кризис, мы бы еще долго строили «инновационную» экономику. А сейчас руководству страны действительно придется предпринимать конкретные шаги по модернизации экономики.

Лично я склонен оценивать любой кризис с конструктивных позиций: это необходимый элемент очищения, перенастройки системы. В такие моменты особенно важно пересматривать эффективность компании и всех ее элементов. Задача повышения эффективности неразрывно связана с корректировкой целей, то есть цели должны не только меняться, иногда кардинально, но и выбираться новые. Ибо то, что вчера было драйвером роста, не обязательно останется таковым сегодня. Только новое, креативное, прорывное пробивает себе дорогу в смутные времена.

И последнее: кризисы всегда заканчиваются. Важно устоять в это непростое время, а уж если сумеешь устоять, будешь «обречен на успех».

Опубликовано в журнале «Электронные компоненты» №2/2009

Подписка на новости